Автор: Анастасия гореловская
СТАРООБРЯДЦЫ, РОЗОВЫЙ ЦВЕТ, ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА, СИМВОЛИЗМ...
Нижегородская иконопись такая, какая она есть

Герой: Анна Владимировна Матвеичева
Институт международных отношений и мировой истории
Икона всегда оставалась для человека символом веры и объектом почитания. Икона - это часть дома, часть истории семьи, она связана с надеждами на помощь.

Она является важной частью русской культуры, по ней мы можем восстановить и изучить особенности иконописи в разных уголках России. Как изображали святых, какую технику применяли творцы - все это своего рода “портрет региона”. А в Нижегородской области заметно повлияло на иконопись ещё и старообрядчество. Несмотря на каноничность и традиционность православных икон, у каждой из них есть свои местные особенности, свои “диалекты”, узнаваемые черты.

Магистрант ИМОМИ Анна Матвеичева занимается исследованием нижегородской иконописи под руководством кандидата исторических наук, доцента - Вероники Николаевны Беляевой.



"Иконопись — это интересно, потому что все иконы построены на символизме. Отыскивать его - особенное удовольствие. Икону можно читать как книгу. Сюжеты, которые ты можешь прочитать через символы, помогают определить проблемы, которые волновали людей того времени. Например, во второй половине XVII века были очень сильны ожидания конца света, особенно в старообрядческой иконе. В этот период в иконах, которые никак не связаны с апокалипсисом, все равно появлялись эсхатологические мотивы конца света (например, жабы).



Петр I, Патриарх Никон и зверь представлены в данной миниатюре как предвестники апокалипсиса, из чьих уст появляются жабы.
В Нижегородском Поволжье были иконописцы, которые оставили свое наследие, через которое мы сегодня можем отследить современные тенденции.
Народная религиозность изучена на материале русского Севера, а про Нижегородское Поволжье исследований нет.
Со временем отношение к изображению святых менялось: в прошлом икона играла значительную роль в жизни человека. Церковь была одним из важнейших институтов социальной жизни. В современном мире религия и институт церкви утратили тот вес, которым они обладали в прошлом. Но народная религиозность не претерпела особенных изменений: сохранились религиозные практики и традиции в почитании икон.

Иконы — это предмет культуры, искусства и истории. Однако до конца XVII века все русское изобразительное искусство было религиозным: изображения святых, церковных фресок и сами иконы. И поэтому большая часть истории русского искусства связана с иконописью.

При этом написание икон было сосредоточено не на красоте или передаче сходства, а на передаче духовного.

Через икону человек связывался с Богом и со святыми. Икона изначально нужна как окно между реальным миром и божественным миром, духовным миром, человек смотрит на икону - и он общается. То есть икона - как посредник, как способ связаться с Всевышним. Поэтому она не должна быть реалистичной, красивой. Хотя я считаю ее красивой, но просто по-своему.
Иконопись позволяет воссоздать картину мира верующего человека. Икону можно читать как книгу, разобрав её на символы.
Скажем так, обыватели считают православное религиозное искусство примитивным, потому что там не всегда есть светотень, перспектива и т.д. На самом деле религиозное православное искусство не ставило перед собой задачу быть реалистичным. Поэтому там и встречается полное отсутствие перспективы, или обратная перспектива. На самом деле оно не примитивное, оно другое.
Стоит упомянуть важную роль старообрядчества для нижегородской иконы.
Старообрядчество и первые старообрядцы появились в Нижегородской области в 60-е годы XVII века. И Патриарх Никон, и Протопоп Аввакум (основоположник старообрядчества) - оба выходцы из Нижегородской области.
У старообрядчества ценилось сохранение традиций, старых образцов. Благодаря “старообрядческому движению” до нас дошли очень многие старые иконы, дореформенные (до реформы Патриарха Никона). И к тому же старообрядцы писали новые иконы по старым образцам, сохраняя старые традиции.

Старообрядцы лучше разбирались в догматике, в церковных, священных текстах. Поэтому народная религиозность больше относится к православию, а не к старообрядчеству. Потому что народная религиозность — это не как в книжках написано, а как народ верит. Ну то есть, они могут наделять каких-то святых некими качествами: надо молиться этому святому, чтобы получить исцеление от этой болезни. Прикладывание к определенным иконам, например. Это больше характерно для православия, а не для старообрядчества. Для старообрядчества характерно, что они чтят традиции, больше связанные со старой официальной религиозностью.
Символы в иконе (музейная съемка)
Местночтимые иконы, их влияние на других иконописцев
Нижегородская иконопись не оформилась в местную иконописную школу, несмотря на заметных и влиятельных изографов (иконописцев). Нижегородская икона расцвела в XVII веке. И в том числе из-за тесных связей с Москвой. В столице находился центр русской иконописи - Иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. Она выполняла разные царские заказы. Именно оттуда шли новые веяния, там происходил обмен техникой между иконописцами. Мастера не только сохраняли старые традиции, но и поддавались влиянию новых. Туда набирали не только московских иконописцев, но и других мастеров со всей страны. Среди них было достаточно много иконописцев из Нижегородского Поволжья, и в частности из Балахны.

Балахна — город в Нижегородской области, где была развита традиция иконописания. Балахна является важной частью нашего края при изучении иконописи Нижегородского Поволжья.

Именно иконы балахнинских мастеров, которые работали в Оружейной палате, обладают четким стилистическим единством. Так, например, в них преобладает нехарактерный для искусства того периода розовый цвет. Иконы этого периода обычно написаны в более темных и приглушенных тонах.
Таким образом балахнинцы оказали заметное влияние на искусство Оружейной палаты.
“Богоматерь Звезда Пресветлая”. Тут вокруг Богоматери изображены сцены из ее жития, но изображены они необычно — по католическому образцу.
Еще один заметный изограф Нижегородского Поволжья - Никита Павловец - нижегородский иконописец из Павлова, одно время даже возглавлявший московскую Иконописную мастерскую Оружейной палаты.

До наших дней дошло несколько икон, подписанных Никитой Павловцем. Весьма показательным является тот факт, что две из них — «Богоматерь Вертоград заключённый» и «Уар воин и Артемий Веркольский» — выставлены в Третьяковской галерее в Москве, а одна — «Троица» — в Русском музее в Санкт-Петербурге. В работах Никиты Павловца прослеживаются тенденции к архаичности и следованию старым образцам, что характерно для иконописи Нижегородского Поволжья. Однако иконописец устремляется и к декоративности. Большинство иконописцев в XVII веке уделяло основное внимание “личному письму” — изображениям ликов и открытых частей тела персонажей. В творчестве Никиты Павловца прослеживается влияние Симона Ушакова, проявляющееся во внимании и к “доличному письму” — всем остальным компонентам изображения: пейзажу, архитектуре, утвари, одежде и прочему. Некоторые исследователи выделяют так называемое «декоративное направление» в русской иконописи XVII столетия и называют Никиту Павловца ярким представителем данного течения.

«Богоматерь Вертоград заключённый»



"Здесь особое внимание можно обратить на одеяния Богоматери. Изображение орнамента на одежде святых было (и остаётся) достаточно редким явлением. В этой иконе орнамент на одежде прописан очень детально. Здесь как раз мы можем заметить склонность Никиты Павловца к декоративности. Кроме того, детально прописанный орнамент свидетельствует о высоком уровне мастерства иконописца.



ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ ᅠ«Троица»


"В этой иконе также прослеживается склонность автора к декоративизму.
Можно обратить внимание на детальную прорисовку орнамента на столе и стульях,
а также на чаше. Кроме того, нельзя не заметить нехарактерное для иконописи XVII века внимание к изображению пейзажа — деревья на заднем плане написаны весьма реалистично.




«Уар воин и Артемий Веркольский»



"Несмотря на обычное для большинства икон отсутствие прямой перспективы, элементы реалистичности тоже присутствуют: деревья и остальные элементы пейзажа прописаны не схематично, а детально.




Следующей важной иконой, унаследованной от балахнинских мастеров, про которую рассказывает Анна, является икона “Усекновение главы Иоанна Предтечи”. На ней изображена сцена получения Саломеей блюда с отрубленной головой Иоанна Предтечи.
"В образе палача явно изображен Петр I, иконописец достиг практически портретного сходства, насколько это возможно в иконе. Саломея, изображенная слева, принимает блюдо двумя руками. Между фигурами Саломеи и палача изображено лежащее обезглавленное тело Иоанна, что нехарактерно для данного сюжета. Как правило, на иконах этого извода [то есть разновидности] тело Иоанна не изображается, поскольку в Евангелии указано, что казнь произошла в темнице, а голова была передана Саломее позднее (Мф. 14:10). В верхней части иконы в облаках изображен Господь Саваоф, благословляющий Иоанна. Таким образом, можно предположить, что икона написана старообрядцем, поскольку подобный иконографический сюжет был распространен именно в старообрядческой традиции.

Икона происходит из балахнинского собора Вознесения Господня. При строительстве каменного здания собора в 1727 году одним из наиболее значительных жертвователей выступил купец-старообрядец Петр Игнатьевич Осокин. Наиболее важным доказательством старообрядческой принадлежности иконописца служит портретное сходство палача с Петром I, а Саломеи — с царевной Софьей. Петр I изображен не просто в образе палача, а именно в роли убийцы Иоанна Крестителя. Таким образом, для автора иконы Петр I — палач веры, попиратель веры и шире — Антихрист.

Несколько икон, о которых рассказывает Анна, считаются чудотворными. Например, “Оранская икона Божьей Матери”, написанная богородским иконописцем Кондратом Ильиным совместно с Григорием Черным.

С момента её появления стали фиксироваться многочисленные чудеса. После этого, по грамоте патриарха Иоасафа, в 1635 году была создана комиссия для свидетельствования чудес. После тщательной проверки чудеса, признанные достоверными, были записаны в специальную книгу. Книгу отправили в Москву для прочтения патриарху Иоакиму и царю Михаилу Федоровичу. После этого Оранский монастырь получил официальное благословение. Рукописная книга с записью чудес хранилась в Оранском монастыре и была опубликована в 1871 году в переложении на современный русский язык иеромонахом Гавриилом. «Повесть…» перечисляет около пятисот чудес, случившихся в промежутке времени с 1635 до 1667 года, к ним прибавлено одно чудо 1714 года.
Икона и в наши дни считается чудотворной, и к ней совершаются паломничества.

“Богоматерь Шуйская-Смоленская”


В разгар эпидемии чумы 1771 года жители Павлова заказали иконописцу, причём старообрядцу, икону для защиты от мора. Икону написали, и чума в Павлове закончилась. Естественно, жители связали это не с тем, что чума сошла на нет благодаря карантинным мерам на территории всей империи, а с тем, что появилась икона. Впоследствии эта икона долгое время почиталась, известны и случаи исцеления благодаря ей.

Неужели, имея столько образцов особенных и ценных икон, всё ещё нельзя сказать о том, что в нашем регионе сформировалась отдельная иконописная школа? И всё-таки нет.
Вопрос о существовании самостоятельной иконописной школы в Нижегородском Поволжье остается дискуссионным. Критериями выделения иконописной школы являются стилевое единство и территориальная общность. Признак территориального единства применим по отношению к Нижегородскому Поволжью, однако работы иконописцев нашего региона не имеют стилистического единства. Несмотря на это, нельзя не отметить существенный вклад нижегородских мастеров в древнерусское искусство. В целом, в XVI–XIX веках Нижегородское Поволжье представляло собой значительный в художественном отношении регион России.
Анна на протяжении 4 лет занимается исследованием местночтимых икон, их изобразительных особенностей, вклада мастеров в культуру не только нашего региона, но и центра Руси. Нижегородское Поволжье мало изучено и представляет особый интерес не только в отечественных исследованиях, но и для иностранных специалистов. Эта тема обращает на себя внимание тем, что русская культура и особенно народная культура воспринимаются как некий "экзотизм". Анна намерена продолжать работу над темой и расширять ее: исследовать не только иконы, но и местночтимых святых. Также в её планах обратиться к поиску особых обрядов и традиций в почитании икон, а также суеверий, связанных с ними. Традиции нижегородских земель хранят еще немало тайн.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website