АВТОР: Мария Белянинова
“ОХОТА НА ВЕДЬМ”
С УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ

О важности уроков истории

для современных законотворцев


Герой: Арина Игоревна Федюшкина
Юридический факультет
Изучение любой науки начинается с рассмотрения истории ее развития. Это оправданно, так как трудно не согласиться с тем, что история учит мыслить глобально, а знание прошлого опыта помогает предсказать будущее и решить ряд возникающих проблем. К тому же история циклична: произошедшие когда-либо события могут повториться вновь. Это справедливо и для истории права – для практикующего юриста важно знать прошлый опыт развития законодательства, чтобы понимать, какими принципами живет законодательство нынешнее.


Арина Игоревна Федюшкина - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, заместитель декана юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского по научной работе, с детства мечтала заниматься наукой.

Я росла в семье, очень близкой к науке. Мой папа – химик. И я с ранних лет понимала, что пойду в аспирантуру. Было бы логично, если бы я продолжила заниматься химией или чем-то смежным. Но я никогда не чувствовала тяги к точным наукам. В школе очень любила историю.
К выбору факультета Арина Игоревна отнеслась прагматично. Выбор пал на юридический факультет - в случае, если с наукой не сложится, можно оказывать юридические консультации или работать адвокатом.

Во время учебы на первых курсах университета, Арина Игоревна интересовалась историей права России и стран Востока, прежде всего, Монголии. Однако для исследований в этой сфере требуется изучение исторических документов и текстов, а для этого нужно знать соответствующие иностранные языки. Арина Игоревна владеет английским и немецким – именно поэтому основной сферой её научного интереса является история государства и права Западной Европы.
Я считаю, что изучая историю права, мы можем найти ответы на множество вопросов, связанных с тем, как мир выглядит сейчас. История права и история государственности очень взаимосвязаны.
Если говорить об истории права Германии, то стоит отметить, что на протяжении большей части своей истории государство было раздроблено. Сильное централизованное правление здесь отсутствовало, император избирался феодалами.

Такой долгий период децентрализации не мог не отразиться на развитии страны, и именно поэтому в Германии сформировалось федеративное устройство – государство состоит из федеральных земель, в каждой из которых действует достаточно сильное местное правление и свое законодательство. Франция же, напротив, длительное время была абсолютной монархией с сильной властью короля. Унитарное устройство, когда государство политически однородно и административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью, преобладало здесь исторически, и закрепилось до наших дней.
Естественно, те или иные правовые институты со временем эволюционируют. Самый яркий пример – после падения Западной Римской империи варварские страны практически не воспринимали право некогда сильнейшего из государств, однако некоторые из норм заимствовались, со временем появлялось частное, например, гражданское, право.

В том числе, это характерно и для российского права. Наш гражданский кодекс, действующий с 1996 года, фактически заимствует правовую систему германского гражданского кодекса, принятого в 1900 году и действующего до сих пор.

Говоря о правовой традиции Германии, мы говорим о более чем столетней практике, а в случае с Францией – более чем о двухсотлетней (действующий гражданский кодекс был принят в 1804 году Наполеоном Бонапартом). Естественно, такие длительные периоды обогащают практикующего юриста, занимающегося историей права.

Наибольший интерес во время изучения истории государства и права для Арины Игоревны представляли труды Христиана Томазия. Жил и работал он в период перехода от традиционного средневекового политико-правового учения к развивающемуся учению раннего Нового времени.

Христиан Томазий (1 января 1655 — 23 сентября 1728) - деятель Просвещения, немецкий философ и юрист, одним из первых среди немецких философов начал последовательно писать и выступать с лекциями по юриспруденции на немецком языке, заложив основы немецкой философской терминологии.
Просветительская деятельность Томазия особо примечательна тем, что тот активно боролся с ведовскими процессами – так называемой «охотой на ведьм». Последствия настолько сильной боязни нечистой силы, характерной для Западной Европы в XV-XVII веках, налицо – сотни невинных, заподозренных в колдовстве и связи с дьяволом, отправлены на костер. Причины же этих событий трудно назвать и в наши дни. С научной точки зрения огромный интерес представляет изучение правовой базы «охоты на ведьм» и декриминализации ереси и колдовства.

Исследование магии и колдовства в истории западноевропейского права, то есть процесса изменения отношения к этим процессам, интереснее всего рассматривать через изучение эволюции образа мысли современников этих событий.

Как многие думают, ведовские процессы характерны для Средних веков (V - XV века), на самом деле, это явление Нового времени (XVI - XIX века).

В таком случае практика “охоты на ведьм” конца XV - середины XVII веков выглядит очень контрастно на фоне распространявшихся в то время принципов рациональности. Интересно, как менялось отношение к магии в письменных памятниках ранних Средних веков (V - начало XI века), Высокого средневековья (конец XI - XV век) и Нового времени (XVI - XIX века). К примеру, для средневековья колдовство – вполне естественная часть мироздания. Она наказывалась только в том случае, если повлекла какие-то общественно опасные последствия.
Состав преступления с точки зрения юриспруденции
 – материален, ответственность за деяние наступает только в том случае, если есть последствие. Например, в Салической правде (правовой документ германского племени салических франков, созданный в начале VI века) есть статья, предусматривающая наказание для ведьмы в случае допущенного ей акта каннибализма. В общем и целом наказания за колдовство как за преступное деяние в Средние века не предусматривалось.
В более поздних правовых документах состав преступления эволюционирует и становится формальным. Наказание может быть назначено за колдовство как деяние, даже если опасных последствий не было. Это свидетельствовало о том, что наказуемым стал сам образ мысли или какие-то действия, не причинившие никаких последствий.

Рассмотрение ведовских процессов и их правового обоснования рука об руку идет с изучением истории возникновения секулярных политико-правовых идей (т.е. отделения политики и права от любых видов религий). Секуляризация общества, снижение роли религии – достаточно длительный и сложный процесс, связанный не только с развитием права и государства. Это переход от общества премодерна (традиционное общество с сословной корпоративностью, управляемое религией) к обществу модерна (индустриальное общество с развитым институтом государства и гражданского права).

В Западной Европе первой такой переход совершила Франция, там достаточно рано закрепился принцип светскости, свободы мысли и свободы вероисповедания в законодательстве. В настоящее время нас окружает эпоха постмодерна (прогрессивное общество с отсутствием четких социальных норм и ценностей), для которой характерен отказ от идей модернизма. На смену избыточной секулярности приходит возрождение религиозных течений.

Светскость общества не является показателем его прогресса, точно так же, как религиозность не свидетельствует о его отсталости. Прогресс может быть связан даже с возникновением новой, нетрадиционной религиозности, либо с возвращением традиционных верований, но в новом прочтении.
Если рассматривать в данном контексте российское общество, то стоит помнить, что общество неоднородно. Люди, рожденные в разное время и проживающие в разных населенных пунктах, являются носителями ценностей и представлений разных типов общества. Поколение миллениалов (рожденные с 1980 до 2000 года), проживающих в городах-миллионниках, является носителями постмодернистской культуры. Поколение советских граждан из более мелких городов – носители идей общества модерна. В совсем глухих деревнях без доступа к достаточному количеству информации можно найти даже носителей ценностей премодернистского общества. Однако каждое из этих измерений может быть как светским, так и религиозным.

Нам важно знать историю государства и права Западной Европы, так как Россия следует за общими тенденциями европейского развития. Для нас важно понимать, как западные ценности эволюционируют, и какие из них стоит перенять нам, а какие противоречат нашим национальным и культурным особенностям.

К тому же Россия – не изолированное государство, и для построения конструктивного диалога с соседями нам нужно понимать, какими категориями они мыслят.

Понимать конструктивность или деструктивность тех или иных религиозных культов позволяет знание секулярных политико-правовых идей. В обществе постмодерна возникает идея нетрадиционной религиозности, и сейчас многие находятся в состоянии духовного поиска. На территории России на данный момент очень популярно неоязычество и различные ведические кришнаитские культы. Государство как источник правовых норм должно регулировать их деятельность и понимать, несут ли эти верования пользу обществу и человеку. Для этого необходимо представлять, как происходит процесс возрождения религиозности, чтобы не допустить новой «охоты на ведьм».


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website